Четверг, 24.05.2018, 01:42
Сайт учителя начальных классов Шумской Натальи Николаевны
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Работы моих учеников [6]
Здесь собраны работы моих учеников выполненные под моим руководством
В помощь родителям [1]
Здесь собрана информация полезная родителям
Мои файлы [41]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

Формирование УУД средствами системы Л.В. Занкова»
[ Скачать с сервера (7.95Mb) ] 07.11.2013, 10:14

Формирование универсальных учебных действий

средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова

Федеральный государственный стандарт начального общего

образования (2009 г.) и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют

единое психолого-педагогическое основание, каким является, прежде всего,

теория Л.С. Выготского. Понятие "зона ближайшего развития", введенное в

психологический лексикон ученым, позволило сформулировать положение о

том, что именно обучение ведет за собой развитие. А это, в свою очередь,

дало возможность Л.В. Занкову более 50 лет назад выстроить систему

развивающего обучения, цель которой - оптимальное общее развитие

каждого ребенка, что полностью совпадает с целью, поставленной перед

российским образованием разработчиками Концепции новых ФГОС, где

говорится: «целью и смыслом современного образования является развитие

личности».

Совпадение целеполагания и психологических основ системы Л.В.

Занкова и ФГОС НОО означает, что средствами развивающей системы Л.В.

Занкова могут быть выполнены Требования к результатам освоения основной

образовательной программы начального общего образования.

Потенциал учебно-методического комплекта системы Л.В. Занкова

для формирования универсальных учебных действий (УУД)

В Стандарте принципиально новыми являются Требования к трём

группам результатов освоения основной образовательной программы

начального общего образования, включающим освоение обучающимися УУД

(личностных, метапредметных результатов образовательной

деятельности).

Из содержания схемы вытекает, что УУД (личностные и

метапредметные)

1) формируются и развиваются на том же предметном и

межпредметном (интегрированном) содержании образования, что и

предметные умения и навыки в неразрывном единстве с ними;

2) развиваются в неразрывном единстве друг с другом

(имеется в виду, что невозможно изолированно друг от друга формировать

разные виды УУД – регулятивные, познавательные, коммуникативные,

личностные).

Рассматривая возможности учебно-методического комплекта системы

Л.В. Занкова, мы будем опираться именно на их неразрывную взаимосвязь.

При организации учебного процесса в системе Л.В. Занкова у ребенка

одновременно формируются и совершенствуются все виды УУД. Чтобы

раскрыть это утверждение, необходимо принять в качестве аксиомы

утверждение о том, что цель обучения - развитие личности ребенка. Это

означает, в первую очередь, осознание ребенком процесса учения. Именно

мотивирование, формирование положительного отношения к учению,

способность к самооценке и т.п. составляют комплекс ЛИЧНОСТНЫХ

УУД.

Поскольку в системе Л.В. Занкова ребенок является субъектом процесса,

он учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно

планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый

контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку

учителя и т.п., то есть развивает РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.

Целью действующего ребенка является узнавание, открытие, освоение,

поэтому он выполняет целый комплекс ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД:

работает с информацией, осуществляет анализ, синтез, устанавливает

причинно-следственные связи, создает высказывания в устной и письменной

форме, использует общие приемы решения задач и т.п.

Необходимо, чтобы на уроке были созданы условия для продуктивной

коммуникации между учениками и между учениками и учителем. Это

является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так

и для того, чтобы учитель мог определять зону ближайшего развития

каждого ученика и строить работу с ориентацией на нее. Из этого следует,

что часть вышеназванных действий будет осуществляться учащимися в

условиях коммуникации, то есть в процессе учения они будут

контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции

своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать

разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное

мнение и позицию и т.п. Это значит, что будут созданы условия для развития

КОММУНИКАТИВНЫХ УУД.

Повторим, что осуществлять процесс учения, подчиненный цели -

оптимальное общее развитие каждого ребенка – можно только, развивая в

единстве все виды УУД, полный перечень которых представлен во ФГОС

НОО и учитывается при разработке раздела «Программа формирования

универсальных учебных действий» основной образовательной программы

начального общего образования в образовательном учреждении.

С точки зрения развивающего обучения, именно так - и только так - и

должен быть организован учебный процесс, в котором происходит общее

развитие ребенка, развитие всех сторон его личности - и интеллектуальной,

и волевой, и эмоциональной, и духовно-нравственной сфер и при этом

сохраняется его физическое и психическое здоровье. Такое понимание

общего развития описано Л.В. Занковым, на таком понимании общего

развития выстроена его дидактическая система и все занковские учебно-

методические комплекты, разработанные за последние пять с лишним

десятилетий.

Последняя редакция программ учебных курсов в системе Л.В. Занкова

(2011 г.) отражает требования ФГОС НОО и дает учителю необходимые

представления о процессуальности развития УУД средствами каждого

предмета.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: HATASHA
Просмотров: 2006 | Загрузок: 163 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz